Шиваизм
Rambler's Top100
Первая страница / Статьи / Основы вероучения / Пураны, тантры и агамы

Пураны, тантры и агамы

В образах Пуран Шива предстаёт в одеянии аскета постоянно погруженного в медитацию, но при нарушении миропорядка со стороны демонов он участвует в их обуздании и уничтожении, спасая людей и Богов. В Рамаяне и Махабхарате он предствавлен как Верховный Бог к которому обращается Рама перед переходом на Ланку и битвой с демоном Раваной. Равана тоже преданный Шивы, получивший от него власть над людьми и Богами, но он не в силах преодолеть своей демонической природы и погибает в битве. В Махабхарате Шива прославляется в своём гневном образе сокрушающим врагов в битве Курукшетра и идущий перед колесницей Арджуны, сокрушая всех врагов (Махабхарата. Дрона-парва гл.173).

В пуранах описываются деяния Богов и героев и очень доступным языком показаны связи между миром людей и Богов. Шива здесь так же и учитель дарующий бессмертие и освобождение людям, богам, демонам, сиддхам - всем существам во вселенной... Он не делает различий между поклоняющимися и даёт каждому в соответствии с его природой открывая видение, даруя победу или же власть.

Другие имена Шивы - Пашупати (владыка тварей), Гириша (Владыка гор), Джатадхара (носящий джату), Махадева (великий Бог), Натараджа (Владыка танца). Каждое из этих имен выражает тот или иной аспект Бога и раскрывает его определенные качества. С каждым из них связан свой миф легенда, сказание, событие. Язык Пуран очень прост, но одновременно с мифами, в них даются наставления о природе Бога, ритуалах, пути познания.

В Шива-пуране, её разделе Ваявия-самхита Шива представлен как первопричина, Пуруша, Брахман, а так же как Параматман - аспект Бога как личности представлен в Шивапуране наиболее выраженно, между поклоняющимся и обьектом поклонения устанавливаются прямые взаимотношения. Шива рисует мир и существа его населяющие подобно тому как художник рисует картину. Он же является активным действующим лицом в этом мире, испытывая разные чувства подобно тому как это происходит у людей. Будучи в гневе он устраивает землетрясения, наводнения, катастрофы, удовлетворенный аскезой и благочестием, дарует богатство, счастье, мир и процветание.

Пураны погружают человека в мир божественных игр, в котором Бог нисходит в своё творение, вместе с тем, он не теряет при этом своей трансцендентной природы, выходя за рамки одного из персонажей мифа. Но познать его безличную природу не представляется возможным без поклонения персональной форме. Как огонь невозможно увидеть без дров, так и на Шиву необходимо медитировать как на выраженную в образе Шивалинги форму божества. Шива снимает оковы майи с преданного постепенно открывая ему знание о своей безличной природе как Шивататтве, атмане (свете сознания который находится в душе), Парабрахмане - свете абсолютного сознания не связанного формами и образами.

Откровения Агам и Тантр глубже раскрывают науку об освобождении, странствии души после смерти, и помогают непостредственно достичь состояние освобождени для человека в этой жизни. Именно на Тантрах Агамах основаны все современные традиции Индуизма . Шакта агамы , тантры и нигамы, излагают доктрину Шактизма, Вайшнавские - вайшнавизма, Шиваитские агамы - Шиваизма. Из 108 Шайваагам 28 считаются основными. Само слово агама означает а - путы оковы, га - состояние связанной души, ма - состояние Бога, владыки. Так агама - тот текст, который открывает знание о всех этих состояниях.

Из 28 Шайваагам 10 считаются принадлежащими самому Шиве:
1.Камика 2. Йогаджа 3.Чинтья 4. Карана 5. Аджита 6. Дипта 7. Сукшма 8. Сахасрак 9. Аншуман 10. Супрабха

Другие 18 принадлежащими перу различных учителей и риши имевших прямое видение Шивы:
11. Виджая 12. Нишваса 13. Сваямбхува 14. Аджнеяка 15. Бхадра 16. Раурава 17 Макута 18. Вимала 19. Чандраджняна 20. Мукхайугбиба. 21. Удгита 22. Лалита 23. Сиддха 24. Сантана 25. Нарасимха 26. Кирана 27. Парамешвара 28.Пара

Все эти 19 были поведаны Шивой святым ради блага преданных посвященных.

Каждая агама содержит обычно 4 части:
  1. Видья или джняна-канда
  2. Йога-канда
  3. Крия-канда
  4. Чарья-канда.


Крия-канда и чарья-канда излагают различные способы поклонения, процедуры инасталяции божеств в храмах, и другие традиционные способы религиозного служения. Но шиваизм это не только лишь следование религиозным традициям. Это духовный путь обретения йоги - живой связи с Богом и джняны - знания как видения и опыта.

Соответствющие разделы агам излагают содержание этих форм духовного опыта. В части Йога-канда излагается природа Шива-таттвы, связи между Шивой и космосом, отношения между Дживой и Шивой. Пути йоги как связи души и Бога. Наиболее важной является Джняна-канда, так в ней даётся результат всего пути, сиддханта, заключение.




Copyright © 2002 Dinesh

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru