Шиваизм
Rambler's Top100
Первая страница / Статьи / Основы вероучения / Ведическая религия как основа современных течений индуизма

Ведическая религия как основа современных течений индуизма

Известно , что направления Индуизма такие как : Шиваизм, Вайшнавизм, Шактизм - современные формы древней Ведической религии.

В Ведический период всех этих направлений не было, не было так же и поклонения Богам через изображения, не было храмов и тех ритуалов, которые проводятся в них сейчас. Основным культом ведического периода было поклонение священному огню, Агни и формы различных подношений через священный огонь различным Богам с возглашением ведических гимнов, которыми они почитались.

Гимны составлялись пророками-риши. Риши обладали непосредственным видением духовных миров и могли напрямую общаться с божествами. Гимны открытые риши - плод непосредственного видения духовных сфер. Веда, знание в форме речи нисходила и проявляла себя через риши-открывателя Вед. Ранние ведические тексты не систематизированны.

Основная часть гимнов обращена к Индре, Агни, Рудре, Митре, Варуне, Сурье. Встречаются и женские образы, такие как Адити (изначальная шакти от которой родились Адитьи - Девы и Асуры), Притхиви (земля), Ушас (заря, восход, пробуждение), Вак (речь, мистическое вдохновение). Каждый из богов выполняет свою функцию во Вселенной. Так Агни - осуществляет связь между небесным и земным миром. Митра - светлое божество, воплощал идею договора между людьми и небесами. Варуна - грозный бог воплощающий силу закона "по принуждению" таких как календарный цикл, влияние планет и созвездий зодиака. Язык Вед это поэзия и откровение одновременно каждый из почитаемых Богов почитается так как если бы был верховным божеством во Вселенной. Главные же вопросы остаются уделом непостигаемого откровения:

        Не было ни сущего ни не сущего тогда
        Не было ни воздуха, ни небосвода за его пределами
        Не было ни признака дня или ночи.
        Дышало не колебля воздуха , по своему закону Нечто Одно,
        И не было ничего другого кроме него.
        Мрак был сокрыт мраком в начале
        То жизнедеятельное было заключено в пустоту,
        Оно одно было порождено силой жара!
        В начале на него нашло желание
        Что было первым семенем мысли
        Происхождение сущего в не сущем открыли мудрецы
        Размышлением ища в своём сердце
        Откуда это творение возникло,
        Было ли оно создано или же нет -
        Кто надзирает за этим миром на высшем небе,
        Только он знает или же не знает.
        (Ригведа. Мандала 10, 129).


На роль творца в ведической космологии не может подходить ни один из Богов. Владыка всего сущего безличен и в тоже время имеет тысячи ликов, каждый из богов имеет своё место в бытии в соответствии с Рта - мировым законом. Этот закон, так же как и всё остальное, зародился из невыразимого Нечто, которое есть и Все.

        Закон и истина зародились из воспламенившегося жара.
        От них произошла ночь, от ночи волнующийся океан.
        Из волнующегося океана родился год, распределяющий дни и ночи,
        Владыка всего сущего...
        (Ригведа)


Гимны говорят о возникновении творения из золотого зародыша, но они так же не персонифицируют его:

        Вначале он возник как золотой зародыш
        Родившись, он стал единственным Господином творения.
        Он поддержал землю и это небо
        Какого Бога мы почтили жертвенным возлиянием?
        Кто даёт жизнь, даёт силу, чей приказ признают Боги,
        Чьё отражение - бессмертие, чьё - смерть
        Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием?
        Кем грозно небо, кем тверда земля,
        Кем установлено солнце,
        Кем небосвод, кто в воздухе измеряет пространство
        Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием?
        (Ригведа. Мандала 10, 121).


В другом космологическом гимне вселенная представлены в виде Маха Пуруши - Космического человека, воплощения всей вселенной со всеми присущими ей формами. Он - вся эта вселенная и он же превосходит её:

        Пуруша - тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий.
        Со всех сторон покрыв землю, он возвышался над ней еще на десять пальцев.
        На самом деле, Пуруша - это вселенная, которая была и которая будет
        Он так же влавствует над бессмертием...
        Таково его величие, и еще мощней сам Пуруша
        Четверть его - все существа.
        Три четверти его - бессмертие на Небе.
        Когда Боги предприняли жертвоприношение
        С Пурушей как жертвенным даром
        Весна была его жертвенным маслом
        Лето - дровами, осень - жертвенным даром.
        Из этой жертвы, полностью принесенной
        Гимны и напевы родились, стихотворные размеры родились,
        Ритуальная формула родилась.
        Его рот стал брахманом
        Его руки сделались кшатрием
        Его бедра - вайшьей
        Из ног родился шудра.
        Луна из духа рождена была
        Из глаз солнце, из дыхания ветер
        Из пупа возникло воздушное пространство
        Из головы развилось небо
        Из ног - земля, стороны света - из уха.
        (Ригведа. Мандала 10, 90).


Могущество шакти воспевается в другом гимне Ригведы посвященном Вак - Деви, пронизывающей все миры и наделеющей силой все создания. Гимн возглашается от первого лица:

        Я двигаюсь с Рудрами и Васу
        Я - с Адитьями и всеми Богами.
        Я - повелительница, собирательница сокровищ,
        Я несу Сому, бьющего через край,
        Тваштара, Пушана и Бхагу
        Я создаю богатство возливающему жертвенный напиток,
        Очень ревностному жертвователю, выжимающему Сому.
        Я - повелительница, собирательница сокровищ,
        Сведущая, первая из достойных жертв.
        Меня такую распределили Боги по многим местам,
        Меня, имеющую много пристанищ, дающую многому войти в жизнь.
        Благодаря мне ест пищу тот кто смотрит, кто дышит и кто слышит сказанное
        Не отдавая отчета, они живут мною, внимай о прославленный
        Изрекаю тебе достойное веры!
        Я ведь то,что радует богов и людей
        Кого возлюблю сделаю могучим
        Того - брахманом, того - риши, того - мудрым.
        Я натягиваю лук для Рудры,
        Чтобы убить ненавистников священного слова.
        Я вызываю состязание среди народа
        Я пропитала собой небо и землю.
        Я рождаю отца на вершине этого мира
        Моё лоно в водах, в океане.
        Оттуда я расхожусь по всем существам
        И касаюсь теменем того неба.
        Я ведь вею как ветер,
        Охватывая все миры:
        Такая я стала величием.
        (Ригведа. Мандала 10, 125)


Каждый из ведических Божеств часть вселенной, луч идущий от Высшего единого солнца Абсолютта к творению, зримому миру и продолжающий свою жизнь в нем. Двигаясь по этим лучам человек, социум, мир дикой природы связан с Творцом. Возможно именно с этим желанием человека приблизить непостижимое ближе к себе, осмыслить выявить, осознать переходы между многоуровневыми слоями Необьятной реальности связан переход от поклонения Многим к Почитанию Одного. Источник Божественного откровения не постигается умом он является как откровение, однако само откровение не является статичным, оно так же меняется вместе с меняющимся миром.

Более поздний исторический период - смена прямого откровения и видения риши, на откровение выраженное языком Упанишад, Пуран, Итихас, Агам и Тантр является продолжением во времени ведического откровения Риши. Ведические Боги воплощаются в Культах Вишну, Шивы, Шакти, появляется письменная традиция, но главным остаётся прямая передача знания от отца к сыну, от учителя к ученику. Эволюция культов савременного индуизма проходила по крайней мере в течение 3-х тысяч лет, с момента прихода ариев в Индию, образы ведических божеств смешивались с местными культами, понятными для языка простого народа, вместе с тем, учителя сумели передать то духовное и мистическое содержание с помощью форм духовной практики, ведущей человека от внешнего поклонения Богу к постижению его сущностной природы.

Поклонение Шиве связано с ведическим культом Рудры. Рудра - гнвный Бог вызывающий смерть, несчастья, тот кто уничтожает и разрушает. В Яджурведе известном гимне Шатарудрия (Сто имен Рудры) Риши открываются образы Рудры как Бога пронизывающего всё творение, но самым первым является его гневный аспект.

Поклонение о Рудра, твоему гнву, и стреле Твоей - поклонение!
Пусть та стрела Твоя, твой лук и натянутая тетива станут благоприятными для нас.
Ту стрелу, что Ты, о обитатель гор, держишь в руке, нацелив и готовый выпустить, сделай её благоприятной и мирной, о Защитник, не вреди людям и другим существам мира! Пусть стрела твоего лука удалится от нас навсегда.


Далее Рудра предстаёт перед риши в различных образах, но через весь текст от начала до конца упоминаются Его гневная природа, которую риши своим гимном обращает в Благо. Так и само имя Шива проявляется в гимнах в следующих строках:

Поклонение спасающему (чей звук - Ом) , поклонение подателю всего благого сейчас и впоследствии! Поклонение Творящему Благо теперь и впоследствии!
Поклонение Благому и тому, кто непревзойденно Благ!
(Яджурведа, Шатарудрия).


Другие имена Рудры-Шивы носят более милостливый характер и раскрывают его природу как Пашупати - владыку душ. Он населеят мир душами и следит за его развитием направляя их к освобождению или связывая своими оковами (пашу - окова, связанность, тварность).




Copyright © 2002 Dinesh

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru