|
Первая страница / Статьи / Основы вероучения / Ведическая религия как основа современных течений индуизма |
Ведическая религия как основа современных течений индуизма Известно , что направления Индуизма такие как : Шиваизм, Вайшнавизм, Шактизм - современные формы древней Ведической религии. В Ведический период всех этих направлений не было, не было так же и поклонения Богам через изображения, не было храмов и тех ритуалов, которые проводятся в них сейчас. Основным культом ведического периода было поклонение священному огню, Агни и формы различных подношений через священный огонь различным Богам с возглашением ведических гимнов, которыми они почитались. Гимны составлялись пророками-риши. Риши обладали непосредственным видением духовных миров и могли напрямую общаться с божествами. Гимны открытые риши - плод непосредственного видения духовных сфер. Веда, знание в форме речи нисходила и проявляла себя через риши-открывателя Вед. Ранние ведические тексты не систематизированны. Основная часть гимнов обращена к Индре, Агни, Рудре, Митре, Варуне, Сурье. Встречаются и женские образы, такие как Адити (изначальная шакти от которой родились Адитьи - Девы и Асуры), Притхиви (земля), Ушас (заря, восход, пробуждение), Вак (речь, мистическое вдохновение). Каждый из богов выполняет свою функцию во Вселенной. Так Агни - осуществляет связь между небесным и земным миром. Митра - светлое божество, воплощал идею договора между людьми и небесами. Варуна - грозный бог воплощающий силу закона "по принуждению" таких как календарный цикл, влияние планет и созвездий зодиака. Язык Вед это поэзия и откровение одновременно каждый из почитаемых Богов почитается так как если бы был верховным божеством во Вселенной. Главные же вопросы остаются уделом непостигаемого откровения: Не было ни сущего ни не сущего тогда Не было ни воздуха, ни небосвода за его пределами Не было ни признака дня или ночи. Дышало не колебля воздуха , по своему закону Нечто Одно, И не было ничего другого кроме него. Мрак был сокрыт мраком в начале То жизнедеятельное было заключено в пустоту, Оно одно было порождено силой жара! В начале на него нашло желание Что было первым семенем мысли Происхождение сущего в не сущем открыли мудрецы Размышлением ища в своём сердце Откуда это творение возникло, Было ли оно создано или же нет - Кто надзирает за этим миром на высшем небе, Только он знает или же не знает. (Ригведа. Мандала 10, 129). На роль творца в ведической космологии не может подходить ни один из Богов. Владыка всего сущего безличен и в тоже время имеет тысячи ликов, каждый из богов имеет своё место в бытии в соответствии с Рта - мировым законом. Этот закон, так же как и всё остальное, зародился из невыразимого Нечто, которое есть и Все. Закон и истина зародились из воспламенившегося жара. От них произошла ночь, от ночи волнующийся океан. Из волнующегося океана родился год, распределяющий дни и ночи, Владыка всего сущего... (Ригведа) Гимны говорят о возникновении творения из золотого зародыша, но они так же не персонифицируют его: Вначале он возник как золотой зародыш Родившись, он стал единственным Господином творения. Он поддержал землю и это небо Какого Бога мы почтили жертвенным возлиянием? Кто даёт жизнь, даёт силу, чей приказ признают Боги, Чьё отражение - бессмертие, чьё - смерть Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием? Кем грозно небо, кем тверда земля, Кем установлено солнце, Кем небосвод, кто в воздухе измеряет пространство Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием? (Ригведа. Мандала 10, 121). В другом космологическом гимне вселенная представлены в виде Маха Пуруши - Космического человека, воплощения всей вселенной со всеми присущими ей формами. Он - вся эта вселенная и он же превосходит её: Пуруша - тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий. Со всех сторон покрыв землю, он возвышался над ней еще на десять пальцев. На самом деле, Пуруша - это вселенная, которая была и которая будет Он так же влавствует над бессмертием... Таково его величие, и еще мощней сам Пуруша Четверть его - все существа. Три четверти его - бессмертие на Небе. Когда Боги предприняли жертвоприношение С Пурушей как жертвенным даром Весна была его жертвенным маслом Лето - дровами, осень - жертвенным даром. Из этой жертвы, полностью принесенной Гимны и напевы родились, стихотворные размеры родились, Ритуальная формула родилась. Его рот стал брахманом Его руки сделались кшатрием Его бедра - вайшьей Из ног родился шудра. Луна из духа рождена была Из глаз солнце, из дыхания ветер Из пупа возникло воздушное пространство Из головы развилось небо Из ног - земля, стороны света - из уха. (Ригведа. Мандала 10, 90). Могущество шакти воспевается в другом гимне Ригведы посвященном Вак - Деви, пронизывающей все миры и наделеющей силой все создания. Гимн возглашается от первого лица: Я двигаюсь с Рудрами и Васу Я - с Адитьями и всеми Богами. Я - повелительница, собирательница сокровищ, Я несу Сому, бьющего через край, Тваштара, Пушана и Бхагу Я создаю богатство возливающему жертвенный напиток, Очень ревностному жертвователю, выжимающему Сому. Я - повелительница, собирательница сокровищ, Сведущая, первая из достойных жертв. Меня такую распределили Боги по многим местам, Меня, имеющую много пристанищ, дающую многому войти в жизнь. Благодаря мне ест пищу тот кто смотрит, кто дышит и кто слышит сказанное Не отдавая отчета, они живут мною, внимай о прославленный Изрекаю тебе достойное веры! Я ведь то,что радует богов и людей Кого возлюблю сделаю могучим Того - брахманом, того - риши, того - мудрым. Я натягиваю лук для Рудры, Чтобы убить ненавистников священного слова. Я вызываю состязание среди народа Я пропитала собой небо и землю. Я рождаю отца на вершине этого мира Моё лоно в водах, в океане. Оттуда я расхожусь по всем существам И касаюсь теменем того неба. Я ведь вею как ветер, Охватывая все миры: Такая я стала величием. (Ригведа. Мандала 10, 125) Каждый из ведических Божеств часть вселенной, луч идущий от Высшего единого солнца Абсолютта к творению, зримому миру и продолжающий свою жизнь в нем. Двигаясь по этим лучам человек, социум, мир дикой природы связан с Творцом. Возможно именно с этим желанием человека приблизить непостижимое ближе к себе, осмыслить выявить, осознать переходы между многоуровневыми слоями Необьятной реальности связан переход от поклонения Многим к Почитанию Одного. Источник Божественного откровения не постигается умом он является как откровение, однако само откровение не является статичным, оно так же меняется вместе с меняющимся миром. Более поздний исторический период - смена прямого откровения и видения риши, на откровение выраженное языком Упанишад, Пуран, Итихас, Агам и Тантр является продолжением во времени ведического откровения Риши. Ведические Боги воплощаются в Культах Вишну, Шивы, Шакти, появляется письменная традиция, но главным остаётся прямая передача знания от отца к сыну, от учителя к ученику. Эволюция культов савременного индуизма проходила по крайней мере в течение 3-х тысяч лет, с момента прихода ариев в Индию, образы ведических божеств смешивались с местными культами, понятными для языка простого народа, вместе с тем, учителя сумели передать то духовное и мистическое содержание с помощью форм духовной практики, ведущей человека от внешнего поклонения Богу к постижению его сущностной природы. Поклонение Шиве связано с ведическим культом Рудры. Рудра - гнвный Бог вызывающий смерть, несчастья, тот кто уничтожает и разрушает. В Яджурведе известном гимне Шатарудрия (Сто имен Рудры) Риши открываются образы Рудры как Бога пронизывающего всё творение, но самым первым является его гневный аспект. Поклонение о Рудра, твоему гнву, и стреле Твоей - поклонение! Пусть та стрела Твоя, твой лук и натянутая тетива станут благоприятными для нас. Ту стрелу, что Ты, о обитатель гор, держишь в руке, нацелив и готовый выпустить, сделай её благоприятной и мирной, о Защитник, не вреди людям и другим существам мира! Пусть стрела твоего лука удалится от нас навсегда. Далее Рудра предстаёт перед риши в различных образах, но через весь текст от начала до конца упоминаются Его гневная природа, которую риши своим гимном обращает в Благо. Так и само имя Шива проявляется в гимнах в следующих строках: Поклонение спасающему (чей звук - Ом) , поклонение подателю всего благого сейчас и впоследствии! Поклонение Творящему Благо теперь и впоследствии! Поклонение Благому и тому, кто непревзойденно Благ! (Яджурведа, Шатарудрия). Другие имена Рудры-Шивы носят более милостливый характер и раскрывают его природу как Пашупати - владыку душ. Он населеят мир душами и следит за его развитием направляя их к освобождению или связывая своими оковами (пашу - окова, связанность, тварность). |
Статьи | Фотоальбом | Медиа | Об авторе | |
Copyright © 2002 Dinesh |