Шиваизм
Rambler's Top100
Первая страница / Статьи / Вирашиваизм: основные линии

Вирашиваизм: основные линии
(5 линий ученической преемственнности)

5 Гуру-патриархов имеющих равнозначное по старшинству значение. Почитаемые формы: прана-линги Шивы проявившиеся в 5-ти священных местах Индии. Основным обьектом поклонения являются: Шива в форме Ишта-линги даваемой при посвящении, а не внешние символы и Линги установленные в Храмах, а так же формы Шивы проявляющиеся на материальном плане как Гуру и Джангамы(подвижники ведущие отреченный образ жизни) Основы учения -8 аваран (покровов и защит на пути позволяющих успешно продвигаться по нему и являющихся источником благодатной силы) идти по нему) , Гуру, Линга, Джангама, Падодака, рудракша,Вибхути,Прасада, Мантра, соответствуют 8 ступеням восьмиступенчатой йоги йоги и являются покровами и защитами практикующего от: последствий собственной прошлой кармы, самодеятельности в духовной практике, регламентируют отношения с другими практикующими, выстраивают особую иерархию методов и садхан практикуя которые в повседневной жизни человек достигает освобождения в этой жизни и всех благ исходящих от жизни в материальном мире. Шива почитается через учителей Парампары, линии преемственности. Из 5-ти ликов Шивы(Садьйоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша, Ишана) вышли 5 Гуру и основали передачу знания. Основанием учения является философия 28 Шайва-Агам. Тексты Агам содержат откровение обращенное к божественным учителям, и затем передаваемое ими учителям проявленным на материальном плане.Вся система является религией как по форме, так и по содержанию (см. п. Отличительные особенности…), её практика строится на обетах, принимая которые однажды, человек продолжает следовать им на протяжении всей оставшейся жизни, вплоть до конечной самореализации. Реальный Шиваизм не имеет ничего общего с New age – тусовками. Эта религия мало свойственна как европейскому так и российскому менталитету. Основное место распостранения - Карнатака - Юг Индии. Где численность Вирашиваитов колеблется от 35 до 70% от общего числа жителей. Большое количество святых и реально реализованных учителей, которые очень популярны среди обычных индусов. Методы практики: предписания относительно образа жизни(этический кодекс) предписания относительно действий и ежедневной ритуальной практики, йога- внутренние аспекты учения, формы йоги и медитации, джняна - шиваитская сиддханта, ( тексты, как наследие учителей и сидхов). Каждое из ответвлений имеет своё священное место через которое произошло проявление учения на материальном плане, а так же своих учителей через которых Шива передаёт своё учение.


Место

Лик

Имя готры

Имя Гуру-основателя

Веда

Элемент
Рамбапури

Уджджаини

Кедарнатх

Шри Шайла

Варанаси
Садьйоджата

Вамадева

Агхора

Татпуруша

Ишана
Вира

Нанди

Бхригу

Вришабха

Сканда
Ренука

Дарука

Гхантакарана

Дхенукарна

Вишварадхья
Ригведа

Яджурведа

Самаведа

Атхарваведа

Аджапаведа
Земля

Вода

Огонь

Воздух

Эфир


Так существует 5 священных мест по всей Индии через которые проявилось это учение. Общеизвестные - менее известные- так же Шива основал 5 готр. Каждой из них соответствует элемент. 5 ликов Шивы соответствующих сторонам света. Моим гуру является Шри Джагадгуру Чандрашекхара Шивачарья Махасвами. Питха -Варанаси, лик - Ишана, Сканда - готра. В линии ученической преемственности это 87-й Гуру.

Наиболее ранним источником датируемым фантастически ранним периодом является Сиддханта Шикхамани. В нем Ренука-чарья дает наставления Агастья-риши. В Сиддханта-Шикхамани упоминается практика Линга-дхараны, и обьясняется путь Сиддханты (путь освобождения для людей Кали-Юги и дальнейшая реализация сиддханты ) . Ренука-ачарья считается одним из основателей Вирашиваизма как Гуру – Рамбапури-питхи.Одной из 5-ти священных питх вирашайвов. Сам Ренука один из Гуру пребывающих в форме бессмертного теле и являющийся на протzжении веков другим учителям для передачи знания Сиддханты. По преданиям он так же общался с другими основателями Шиваитских парампар. Горокхо-натхом, Лакулишей , Наянарами Шайва-Сиддханты.

Вирашиваизм основывается на нескольких литературных источниках. Одним изих являются Шайва-Агамы, другим- вачаны ( откровения мистиков времен Басавы) , а так же комментарии текстов и авторские произведения живых учителей 5-ти Шиваитских парампар. Особенностью вирашиваизма являетсяфактическое упразднение ведических ритуалов и ведущей роли брахманов связаной с их выполнением, облегчение бремени религиозных обрядов лежащих в основном на домохозяевах...

Для нашего времени звучит немного странно. Облегчение бремени религиозных обрядов. "Каких обрядов? ...". Предписания брахманизма определяли обязанности домохозяев следующим образом: "Домохозяин обязан совершать следующие 5 жертвоприношений в течении дня и месяца: Дева яджня, Брахма яджня, Питри яджня, Бхутаяджня, Манушья Яджня. Жертво приношение предкам, Людям, Животным, Духам, Богам, брахманам. В соответствии с законами Ману и Дхарма шастрами. "Вирашиваизм изменил эти предписания . Так обязанности по отношению к Богам были заменены линга- дхараной и ежедневной пуджей, которую человек должен был проводить самостоятельно , а не через брахмана. Обязанности по отношению к брахманам исчерпывались почитанием Гуру и Джангамов, подвижников ведущих отреченный образ жизни, и выполнялись в форме пожертвований, внешнего почитания, гостеприимства и принятием их руководства в духовных вопросах. Обязанности по отношению к единоверцам : взаимная поддержка и дружеское отношение. Совместное следование по пути. К животным - вместо жертво приношений – ненасилие, выраженное в полном отказе вирашиваитов от принятия в пищу продуктов полученных в резудьтате убийства. К духам и предкам- особые ритуалы, совершаемые через джангамов(подвижников принявших отреченный образ жизни и занимающихся интенсивной практикой , которая обычно не под силу мирянам) , Обряды и ритуалы жизненного цикла и таинства (самскары) так же стали совершаться через джангамов. Такие как: достижение совершеннолетия, свадьба, рождение детей, принятие отречения (посвящение в саньясу), похороны.

Так обязаности по отоношению к Богам Шиве выражаются через поддержку религиозных институтов, Гуру, личную практику, взаимоотношения с другими верующими. Весь процесс жизни т.о. проходил сакрализацию, которая несколько отличалась от установлений брахманизма по форме, но оставалась той же по сути. Необходимо отметить, что необременительные, но регулярные действия в состоянии воздействовать на ментальное и духовное тело гораздо сильнее, чем аскетические упражнения предпринимаемые время от времени и на свой страх и риск. Вместе с тем, согласно неписанным законам в среде подвижников, принятые когда-либо обеты не оставляются, а только усиливаются с течением времени.,либо заменяются другими, по мере перехода от одной стадии садханы к другой.

Если человек срыватся и не выдерживает, всегда остается защитный механизм в форме 8-ми аваран, и благой кармы ,накопленой в течении многолетней практики чарья-пады. Однако подобные случаи в среде садху скорее исключения , чем правило. Если карма освобождения созрела , никто и ничто не в состоянии помешать её реализации.

Вирашиваиты не поклоняются в храмах: в первую очередь почитается ишта-линга даваемый при посвящении. Его почитают в 3-х аспектах. Ишта-линга, прана-линга, бхава линга. Соответственно; физическое , тонкое и ментальные тела, причинное тело.Для каждого их них предусмотрена своя духовная практика. Так практика контроля физического тела включает: ежедневное почитание Шивы, строгое вегетарианство(из рациона исключаются все виды пищи связанной с насилием над др. живыми существами, (включая яйца и продукты их содержащие)

Система самых простых, базовых моментов относящихся к чарья паде является главной , и пожалуй самой сложной , несмотря на её легкость и простоту. Вся чарья пада связана с переосмыслением системы жизненных ценостей и расстановки акцентов на весьма важных для духовного развития моментах. Главным из которых является отказ от эгоцентризма и сдача, готовность к служению и восприятию совершенно другой системы ценностей. Центром этой системы является Бог. Бог который в первую очередь проявляется через тех, кто уже реализовал его природу, и воплотил в самом себе такие прекрасные качества как любовь, всезнание, всемогущество, тотальная свобода. В отличие от "общечеловеческого понятия " всех этих качеств в мистической системе индуизма божества проявляются в конкретное время , в конкретных местах и через определенных людей. И именно в этих , а не каких либо других местах , и не через каких-либо других людей эту силу можно реально ощутить. Вы можете ответить, но Бог везде! А не только в Индии! Если вы это чувствуете, тогда проблема религии и духовного поиска для Вас уже решена Вы - реализованный человек. Зачем тогда читать эти строки? Если вы всё же читаете , то значит вам что-то ещё все-таки надо.

Для многих все-таки очевидно, что Индия её учителя, места паломничества, обряды несут особую миссию особое сообщение всему остальному миру. Но прочесть его можно только подготовившись к этому особым образом. Самый простой способ - вера в авторитет священных текстов и наставления учителей. Многие могут возразить, а где гарантии? Действительно ли это так? За гарантиями можно обращаться в фирмы , страховые агентства и другие организации , которые их дают. В религии есть один путь -вера, а затем уже знание. Это так же и есть та плата, которую ученик приносит к Гуру. Я не знаю кто Вы и не знаю кто я , но я верю в то, что Вы это знаете и склоняюсь перед вами с просьбой наставить меня в этом и помочь мне обрести это знание. Я сделаю или по крайней мере, постараюсь сделать всё по мере моих сил для того, чтобы понять это. Примерно с таких слов или готовности их прознести начинается реальный духовный поиск.

В религиях, где нет разговора о деньгах в качестве платы за обучение, предполагается как минимум готовность к служению, а не потребительское: хочу того не хочу этого. Учителя не дают таким людям отягощать свою тяжелую карму ещё больше, просто не подпуская таких к себе и не отвечая на их запросы, отправляя очень вежливо! по известному адресу. Если в Вас не созрела реальная жажда пути не отнимайте силы и время у себя и других. Если в Вас нет чувства смирения и готовности принять то , что может быть дано, не сформирована и не выстрадана вера в это , оставьте в покое духовных учителей .

Занимайтесь бизнесом, спортом и "эзотерикой". Создана чудесная Нью-эйдж индустрия, одни делают вид что чему-то учат, другие - что чему-то учаться. И те и другие чудесно проводят свободное время во взаимном общении, не особо отягощая себя взаимными обязательствами. И так в чём же основной критерий духовного пути, если это действительно путь? Это прежде всего: обязанности, ответственность, долг.

Я могу сказать: мой Гуру такой-то такой то, он принадлежит такой-то традиции и ...

Но всё это открылось только для меня. Кто-то другой приехав в Индию и увидев его может сказать. Разве это Гуру? Я представлял его... И возможно, получит (кармически) очень сильно по одному месту , а может и по многим. Кто в этом будет виноват? Я! Хотел добра человеку, а получилось...Ну вот, чтобы не получалось никому никаких адресов и рекомендаций. Люди из моей группы поедут со мной когда это будет актуально. Хотите – езжайте сами и ищите. Есть множество других линий и других учителей. Бог даст-найдёте...

Моя деятельность в Москве ограничивается небольим кругом людей желающих следовать учению Шиваизма в целом и желающих практиковать . Основа учения комплексная йога-садхана , включающая аспекты карма-йоги,бхакти йоги и начальные уровни садханы. Правом передачи и дикши я не обладаю.Те кто хотят практики могут научиться простой Шива пудже, с простыми мантрами, но всё это, не имеет силы посвящения, а скорее даёт какой-то начальный навык в почитании Шивы и его благословение, которое в первую очередь зависит от искренности и чистоты намерений того кто его совершает. Так же и программы ориентированы в первую очередь на "работу с восприятием" в ключе бхакти-йоги. Для этих целей я рекомендую книгу "Основы тантрического учения", Господь Шива и его почитание , где в деталях описывается простой вариант Шива-пуджи, гимны и мантры для поклонения. Если есть вера, этого может быть достаточно при регулярности. Группа, в которой проходят эти занятия, ориентирована на бхакти –йогу. Там мы учимся петь бхаджаны,читать мантры. Теория излагается во основном согласно Шайва-агамам.

Группа подбирается по принципам личных симпатий. Я человек непросветлённый и имею свои пристрастия и ряд недостатков: людей в свою группу отбираю по принципу верит-неверит, серьёзен-несерьёзен. И вообще, что собственно ему здесь нужно. Доступ после предварительного собеседования. Если вы не готовы петь индийские бхаджаны и кланяться алтарю просьба не беспокоиться. Тех же, кто надеется получить что-то особенное и эзотерическое лично от меня, могу направить в свою начальную группу Хатха-йоги

В чем может быть выражен главный критерий человека практикующего духовные дисциплины сегодня?. Для себя я нашел примерно следущее: мне многое может не нравиться , что-то я могу не понимать, подвергать сомнению, но если я хочу придти к истине, я должен делать каждый день то-то и то-то и не делать того-то и того-то. Тогда у меня есть какие-то шансы понять что-то большее на пути к Богу. Есть еще один смысл в чарья-паде. Очищение от эго мотиваций. Невозможно практиковать высшие практики с эго-мотивациями или получать серьёзные передачи оставаясь просто Васей, Петей, котрый хочет прихлёбывая пивко слегка позаниматься духовностью. Или забить косячок сидя в позе лотоса. Для таких существует такая чудесная вещь как ньюэйдж-бизнесс. В котором психологи, спортсмены, ученые да и просто секс-озабоченные , но часто не лишенные некоторого "таланта" могут делать хороший бизнес, становятся "Гуру". Делая деньги на Васях и Петях. Потребности учеников определяют функции учителей. По-настоящему в этих отношениях нет ни учителей ни учеников. У заказчика есть клиент, у клиента-заказчик реальный их разговор: "Ты мне ощущения, я тебе деньги". Это акт купли-продажи , а не мистического откровения.

Если рассматривать все эти явления в контексте Шайва агам, то " ...как одна непросветлённая душа может привести к просветлению другие души? ..." Один камень не может вытащить другой. Там, где речь идёт о конечном освобождении авторитетом может являться только тот, чьё сознание пребывает в постоянном созерцании Шивы.(Чандра джняна агама Гл. 3 пп.56 -67). Отношения в чарья-паде эволюционируют от эгоистически ориентированных до мистических через систему заповедей и предписаний. В следовании им в повседневной жизни и происходит очишение мотиваций. Часто мы не в состоянии выполнить то или иное наставление, воплотить в жизни тот или иной важный этический принцип, но если он есть у нас в голове и мы осознаём необходимость этого, а не оправдываем свою слабость, то постепенно, сила для его выполнения к нам придёт. И в наше время одна лишь чарья-пада в состоянии дать эффект огромной силы. В чем его сила? В том, чтобы хотя бы просто не деградировать, не стоять на одном месте, а развиваться. Если ум привыкает к типу действий более высокого порядка, то качество ясности и чистоты постепенно становиться присущим для ума, так же обстоит вопрос и с не чистотой. Когда мы пытаемся произносить слова молитв, читать мантры или петь баджаны, может возникнуть чувство: я не чувствую этого восхищения, не нахожусь в этом состоянии, зачем мне повторять эти слова, это чужой Бог, непонятные слова, какой во всём этом смысл? Если вы продолжаете дальше, то эти слова воплотятся в смысл и состояние, Бог станет не чужим , а состояние разделения и отчуждения постепенно уйдет, вы увидите и почувствуете что за всем этим стоит вживую.

Если вы вышли на эту стадию, то достаточно просто одного присутствия Гуру для реализации высшей истины в один момент. Никаких усилий. Вы в правильном состояниии , и Шива даёт то , что обещал в Агамах (Чандраджняна агама (94-97). И именно в этом состоянии пребывают милионы Индусов занимающихся практическими садханами не более 15 минут в день и , но имеющие своих святых учителей и традиции которым следуют . Какое огромное количество людей в состоянии хотя бы не деградировать. Наш же Вася или Петя , ради своего самоутверждения сдвинет гору, но "поклониться в ножки" или признать что был не прав, для него будет "впадлу". А даже если и выполнит где-нибудь вычитанную какую-нибудь садхану, то очень быстро растратит полученные от неё сиддхи на самые простые удовольствия и самоутверждение перед другими. Какой смысл тогда в самой практике? И в чем её духовность? Не проще ли просто зарабатывать деньги, а потом их пропивать? Именно для того чтобы процесс сансары и недостатки присущие миру не влияли на духовный прогресс практикующих и была поведана Шивой чарья-пада.. Лишь всевышнего должен он делать целью всех своих усилий, отрекаясь от плодов всех действий. Садханы, практики, медитации, тоже кармические действия имеющие свои плоды, привязанность к ним это тоже несвобода, которая постепенно способна вывести нас к свободе при условии отречения и не привязанности по отношению к ним и их плодам.

Все эти высшие материи для нас зачастую не актуальны: чего бы попроще, попрактичнее, побыстрее... Вот и приходится топтаться на месте и возвращаться к очень простым вещам, которые были в своё время не до конца понятыми.

К своему удивлению обнаружил, что в священных текстах не так уж и много преувеличений. Все указания на значимость того или иного отношения, тех или иных действий, всё эти моменты остаются работающими и сейчас несмотря на то , что мир изменился. Мы не можем устраивать процесии со слонами, но можем сконцентрировть своё внимания и вникнув в смысл сказанного применить в обычной жизни. Эффект необыкновенной силы. Это мой опыт, хотя всё сказанное по-детски наивно и просто.

Однако наиболее сложным для меня на мой взгляд во всей религии является всё же система обетов. Это и есть та демаркационная линия которая и отличает посвященного от не посвященного. И это есть и тот абсолютный критерий оценки присущий религиозному мышлению. Только в случае обычного, рядового адепта ответственность за обеты не расространяется дальше него самого .Гуру же отвечает не только за себя, но еще и за своих учеников. Если вы следуете обетам пусть даже в течение года, ваш ум изменится. Основная цель, о которой говорится в агамах - созерцание света Парабрахмана во все моменты жизни, тотальное погружение сознания в Абсолют, соединение с Богом. Без регулярно практикуемой садханы все агамы, тексты и предписания остаются не более, чем историческим свидетельством или "интересной теорией" .

Другой не менее важный опыт - реальное жертвоприношение, сознательный отказ от тех или иных вещей ради постижения истины.Не ради ублажения своего эго, а ради соединения с Богом. Это ценится и это уважают. Это даёт сиддхи. Но это всё очень не просто. Природа устроила всё так , что мы не в состоянии отказаться от чего-либо не получив за это никакой компенсации. В случае реальной жертвы мы отказываемся от самой претензии вообще на что-либо, даже от психофизических совершенств, возможностей почитания и достоинства называтья "духовным человеком" в глазах других.




Copyright © 2002 Dinesh

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru