Шиваизм
Rambler's Top100
Первая страница / Статьи / Учителя и выдающиеся мистики / Шри Басавешвара

Шри Басавешвара

Наиболее активно учение Вирашиваизма прояваилось в 12 веке через Басаву или Шри Басавешвару, южно-индийского мистика реформировавшего брахманскую традицию посвящения, форм духовной практики, и распространившего учения 28 Агам в Карнатаке, на Юге Индии. Подавляющее большинство населения составляли люди низших каст не подлежавшие упанаяне. Вайшьев и шудр жрецы-брахманы эксплуатировали , внушая религиозный страх и необходимость почитания божества в храмах , постоянно требуя оплачивать различные мессы в храмах совершая те или иные формы обрядов (через них разумеется ) ежедневно. Неприкасаемые, которых в храмы не пускали, предавались практике почитания низших богов и богинь, демониц и демонов, некоторые из которых были весьма жадны до кровавых жертвоприношений, эти культы не носили упорядоченного характера и являлись низшими формами шаманизма, политеизма и пр. бесопоклонства. К философии и учению классической Tантры и Агам они абсолютно не имели никакого отношения.

Shri Basaveshvara. Родившийся в семье шиваитского брахмана, он вырос в духовной атмосфере. Он не принимал традиций и обычаев только в силу их авторитета. Сам, кастовый брахман по рождению в 8 лет он снял с себя брахманский шнур сказав своему отцу примерно следующее, "Почему моя старшая сестра не прошла упанаяну?" Его отец не мог такого допустить .Посоветовавшись с семейным Гуру, человеком большой святости Басаву отправили в Гурукулу , специальную школу духовного образования под непосредственный контроль его семейного Гуру. Место называлось Кундала-Сангама, в то время это был большой образовательный центр, где он получил как светское, так и духовное образование.. Его миссия была социально ориентированной и предназначалась для передачи учения максимально большому количеству потенциально готовых к его принятию людей. В то время как брахманская традиция ограничивала и ущемляла права людей на обретение ими знания и духовного пути. Упраздненная Басавой кастовая система сделала возможным посвящение для всех ,кто подходил к нему по качествам, не по рождению.

Однако нельзя сказать, что до Басавы это учение не проповедовалось и не передавалось.. Басаву в Южной Индии часто сравнивают с Буддой, он так же упразднил сложный культ и обрядность и устранил привилегии брахманов и дал простую и доступную практику обычным людям. От Будды его отличало то ,что буддистское течение проходило во вне и отдельно от ортодоксального индуизма, а учение Басавы раскрывало его внутренние аспекты не порывая с традицией. Социальные устои в Индийском обществе- это нечто большее , чем политика, которая проходит где-то наверху, по законам каст в Индии люди живут до сих пор, не говоря уже о том, чем это было тысячу лет назад. Все начинания и социальная иерархия, определялась и определяется учеными-брахманами и патриархами, учителями духовности. По крайней мере их власть над умами простых людей гораздо сильнее чем у нас. Любой социальный переворот невозможен вне контекста религии. Т.к согласно шастрам цель любой политики- служение дхарме, а не борьба за власть. Кто-то может верить кто-то нет, но с законами дхармы обязаны считаться все. Только человек высокой духовности и моральных устоев мог что-то сделать в социальном пространстве Индии, не прибегая к насилию. В этом феномен Басавы. В конце пребывания его на посту премьер-министра был один эпизод : Король Биджала приговорил 2-х вирашайвов к смерти за нарушение кастового закона о замужестве, за что спустя год сам поплатился жизнью. Его убили в его же собственном дворце последователи Басавы.

До него, оно передавалось к учителя от ученику в ашрамах и духовных обителях, принадлежащим последователям других школ Шиваизма ( до проповеднической миссии Басавы на территории Карнатаки шиваизм был распространен в виде движений Капаликов, Каламукхов, Пашупатов и Шайва-Сиддханты см. 6 школ Шиваизма) и было скрыто от социального большинства. Басава воссоздал древнюю , практику и вместе с тем адаптировал её к современным для него условиям проводя духовное учение в социальную плоскость.

Рассматривая истоки учения можно отметить его близость к Наянарам Шайва-сиддханты среди которых так же не существовало деления на касты, и главной чертой которых было подвижничество, святость и преданность Шиве. Учение передавалось не только в чисто традиционных формах таких как

Классические санскритские тексты,а так же в форме вачан - текстов и стихов изложенных на народном ,не литературном языке ,но приравненных к ведическому и агамическому откровению, постольку поскольку передававших суть учения и состояние людей достигших самореализации. Учение Басавы было простым по содержанию обращалось ко всем людям. Приведу несколько главных постулатов.

  1. Человек нуждается в Боге
  2. Представление о едином Боге должно быть высшим, все остальные представления о божествах должны быть отброшены.
  3. Полное предание себя Богу весьма непросто, но это единственный путь к окончательному освобождению.
  4. Называть Богом жизнь саму по себе порочно.
  5. Касты должны быть упразднены
  6. Частная собственность так же.
  7. В социуме женщины должны иметь равный статус с мужчинами.
  8. Самый последний человек должен иметь доступ к высшему учению, а массы людей должны знать путь к духовно более высокой жизни.
  9. Высшее учение должно быть доступно на родном, общепринятом языке.
  10. Астрология, магия и другие оккультные науки не имеют никакого отношения к реальной преданности Богу и духовному пути.


Смысл его поучений исходил из двух позиций: первая по отношению к брахманам “высших” каст, следующих букве предписаний, но утративших связь с их духом (пп 5, 7,8) и к низшим кастам шудр и неприкасаемых, живущих в темноте религиозных предрассудков и суеверий (2,4,10) . Множество подобных этими поучений по форме присущи средневековой Европе и коммунистическому движению начала-середины 20-го века. Но следует отметить одну существенную разницу.(п.6).: Басава не призывал своих последователей к насильственным действиям по отношению к соотечественникам или другим нациям, делая акцент на отречении от частой собственности по принципу карма-йоги : любая власть и богатсво принадлежит не человеку, а Богу. Если человек распоряжается им для служения Богу он достигает самореализации и освобождения несмотря на то владел он им или нет. Множество культов исповедуемых неприкасаемыми носили откровенно демоничный характер , их обьектами были божества, духи и демоны материального мира, а ритуалы часто сопровождались кровавыми жертвоприношениями. Эти культы закабаляли своих приверженцев в магизме и чувственности и служили препятствием на пути к реализации- религия брахманов для неприкасаемых была полностью закрыта( пп1-3, 5, 8, 10). Так же Басава выступает против Джайнизма и Буддизма отвергающих идею личного Бога и потребность человека в вере в него и заменяющим его метафизическими и философскими теориями(п.1). Однако вероисповедание Басавы не расходиться с истиной Санатана-дхармы о том, что Бог один, а его имен много. Но это не означает что человек должен поклоняться всем божествам установленных в Индуистских храмах.(пп.1, 2) . Все учение Басавы пронизано монотеизмом и культом Ишта-деваты, Шивы , которого он называет Богом сливающихся рек. Вачаны Басавы- исполнены живого отношения с Богом и глубоко личных взаимоотношений с ним. Вместе с тем, эти поучения могут помочь мистикам не пасть жертвами препятствий на духовном пути и проникнуться подлинным духом бхакти, свободного от эгоизма, жажды славы и власти.




Copyright © 2002 Dinesh

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru