Шиваизм
Rambler's Top100
Первая страница / Статьи / Учителя и выдающиеся мистики / Guhai Namasivaya

GUHAI NAMASIVAYA
Гухай Намах Шивая


By NADHIA SUTARA
Написано Надхиа Сутара

Посетители Випакша Кави ( пещеры Випакши), места, где Рамана Махариши провёл около 15 лет своей жизни, могут заметить огороженный небольшой крепостной стеной холм ,само ограждение находится примерно в сотне метров ниже холма. Внутри огороженной территории находиться небольшой храм, с восточной стороны которого есть пещера . В ней несколько веков назад жил йог известнгый как Гухай Намахшивая . Место включает несколько зданий, храм и пещеру, носящую его имя.

Гухай Намах Шивая родился примерно в 1548 г в Карнатаке , в набожной шиваитской семье. Его духовная природа стала проявляться уже в ранние годы: это выражалось через ; поведение (не свойственное для ребенка) способности к обучению, и безразличию к мирским делам. Чувствуя сильную преданность божеству и желание получить его милость он предпринял духовные поиски, которые привели его к Шивананде Десикару, известному Гуру, который жил в Шри Шайла

Шивананда Десикар принадлежал к направлению вирашиваизма. Краткое описание вероучения и практики этого направления, в котором Гухай Намах Шивая провел много лет, может немного обьяснить в каким протекали его молодые годы.

Направление вирашиваизма это, ветвь Шиваизма, которую возможно проследить до 20 того века. Его философия основана на 28-ми Шайва агамах и записана его ранними представителями. Вирашиваиты известны как Лингаяты , так как придают огромную важность своей концепции выраженной в символе «Линга». Для них Линга не просто физический обьект, это обозначение чаитаньи или сознания, которое есть проявление самого Шивы. В их философии термин ЛИНГА приравнивается к Парабрахману Упанишад, но в упанишадах парабрахман – полностью трансцендентен ,Шива вирашиваитов как иманентен, так и трансцендентен одновременно. . Линга это космический принцип , источник проявленного мира в своем трансцендентном аспекте, это так же и свет сознания присутствующий во всех формах проявленной реальности . В завершении, отмечая годы, проведенные Гухаем Намахшивая в Аруначале, наиболее интересным является опыт переживания им Шивы, как колонны ослепительного сияния или как самосветящегося скопления световых частичек. Этот свет божественного , всепроникающего сознания символически почитается в форме Линги – основного обьекта поклонения Вирашиваитов .

Цель вирашиваитов заключается в воссоединении адепта с Шивой . Для достижения этого высшего состояния необходимо служение Гуру, который уже его реализовал . В традиции Вирашиваитов Гуру обладает исключительной важностью и почитается как Гуру-линга. Только лишь реализованный Гуру способен посвятить ученика и привести его к окончательному единству с Шивой.

Для преданного Вирашиваита духовный путь начинается в тот момент, когда он приближается к компетентному Гуру и просит его об инициации. Обычно Гуру проверяет серьёзность намерений ученика в течении года: насколько важно для него посвящение в духовный путь. Когда Гуру видит, что намерение ученика искренее, он соглашается его инициировать и принять в число своих учеников. Инициация даваемая Гуру приводит в действие силу Линги проявленную в трех телах: причинном, тонком и грубом и удаляет недостатки и несовершенства, находящиеся в каждом из этих трех тел. Согласно вере Вирашайвов эти несовершенства называются мала, препятствуют достижению состояния полной интеграции с космическим телом бога, Лингой, высшим сознанием Шивы.

В инициатической церемонии Гуру опускает свою правую руку на голову ученика, где пробуждается центр осознавания высшего «я», в причинном теле называемом бхавалинга .Одновременно с этим с помощью своей силы, Гуру устраняет загрязнения находящиеся в нем. Затем, Гуру шепчет махамантру: «намах шивая»* в правое ухо ученика.

Все Шиваиты считают эту мантру наиболее сильной и могущественной, содержащей в себе силы творения поддержания и разрушения вселенной. Процедура передачи мантра-шакти посредством произнесения в ухо ученику происходит на уровне тонкого тела или аспекта Праналинги. Сила передаваемая при такой мантра-дикше очищает также тонкое тело и устраняет некоторые его несовершенства. После этого наиболее важной частью ритуала является получение учеником Ишта-линги.

Вирашайвы верят, что Линга это великий свет внутреннего пространства души , который принимает физическую форму с помощью Гуру. В заключительной части ритуала Гуру вызывает из внутреннего пространства силу посвящения и устанавливает её в физический лингам, называемый ишталинга, предавая его ученику он даёт ему указание совершать поклонение этому лингаму так , как если бы это был сам Шива. Передача Ишта- лингама устраняет загрязнения присущие физическому телу.

Указания Гуру при посвящении предусматривают постоянное ношение ишта-лингама на теле всё время и почитание его 3 раза в день. Гуру также говорит ученику, что Линга не должна быть отделена от физического тела т.к . такое разделение эквивалентно Духовной смерти. В вирашиваизме не разрешается поклонение Шиве в иных формах, за исключением ишталинги либо мест где находится каменный Линга, установленный на месте входа в Махасамадхи одного из Гуру. В связи с этим Вирашиваиты избегают поклонения формам Шивы которые были установлены в храмах.

Гухай намах Шивая прошел через этот ритуал, обязательный для всех Вирашиваитов . Его ранний возраст около 8 лет - редкое явление для подобного рода инициаций.

Гуру Гухай намах Шивая практиковал свойственную своему направлению систему йоги, которая называется пурна-йогой. Когда он заметил выдающиеся способности своего ученика, то он посвятил его в её практики. С того момента Гухай Намах Шивая проводил своё время между внешним служением своему Гуру и практикой Шива-йоги.

Со временем он достиг реализации в этой системе йоги.

Шива –йога придаёт большое значение стадиям : дхарана, дхьяна и самадхи, последним трем стадиям системы Патанджали раджа-йоги. В вирашиваизме даёт свой вариант прохождения этих ступеней рассматривая медитацию на три Линги, которые Гуру устанавливает в трех телах. Согласно системе Шива-йоги, поклонение Ишта-линге даваемом Гуру ученику называется дхарана или непрерывная концентрация ; поклонение прана-линге в тонком теле это дхьяна или медитация. Возвращение сознания к своей истинной природе пямять и осознавание бхавалинги в причинном теле называется самадхи. По утверждению одного Вирашиваитского святого Маггея Майидева - самадхи это действие включающее оба излучения – свет идущий от поклонения Богу и созерцание света своей души, внутренней Линги.

Практика йоги совершается следующим способом: « Прочно установи Ишталингам на своей левой ладони ,контролируя положение всех частей тела и сохраняя неподвижность , контролируй движение дыхания выполняя пранаяму , контролируй модификации сознания и движения ума, концентрируя физическое зрение на Ишта-линге, свой внутренний взор на прана линге и движение интуитивного зрения на бхавалинге , пребывая всецело в Линге и обьединяя все три Линги в один. Кто совершает это, будет постоянно жить в своем собственном высшем Я». Цель йоги это поиск Шивы во всём и распознавание первопричин обнаруживая постоянное присутствие Шивы в своём собственном сердце. Учение Шива-йоги выражено в сильном бхактическом духе ,однако не следует забывать, что это также и разновидность Кундалини-йоги. Цель Шива-йоги - соединение с силой Бога . Они верят, что этот союз устанавливается после того как прана поднимется по сушумне проходя сквозь все 6 чакр и выходит над брахмарандхрой, в месте над макушкой . Совершая Шива-йогу в момент смерти , освобождая и посылая все праны своего тела наружу сквозь Брахмарандхру и сливаясь с всенаполняющим сознанием Шивы.

Гухай намах шивая практиковал эту систему йоги в течении многих лет. Когда он достиг достаточного мастерства в ней, верховное божество Шри Сайлама явилось Гухаю Намах Шивая во сне и дало ему указания идти в Аруначал и оставаться там в качестве Гуру проповедуя учение продвинутым ученикам, из тех кто будет обращаться к нему. Когда он обратился во сне к своему Гуру, Шивананда Десикар дал ему благословение и сказал ему действовать по указанному божеством порядку. После этого Гухай Намах шивая сел на лошадь и поехал в Тируванамалаи.( святое места в районе Аруначалы).

Вместе с Гухаем Намах Шивая в Тируваннамалаи ехал Вирупакша Девар , чьё имя сейчас носит местечко Вирупакша Кави(пещера Вирупакши) . Рамана Махариши часто говорил о двух вирашиваитах прибывших из Карнатаки в Тируваннамалаи в одно и тоже время. Оба они были учениками одного Гуру- Шивананды Десикара и служили ему в течение 12-ти лет. Почти никому неизвестна жизнь Вирупакша Девара за исключением тех, кто жил в Вирупакша Кави долгое время, когда он умер, его тело полностью трансформировалось в вибхути (священный пепел). Вибхути попрежнему появляется в этой пещере во время проведения каждодневной пуджи.

Во время своей поездки Гухай Намахшивая как-то раз проезжал вечером мимо одной из деревень и наткнулся на свадебную процессию. Глава семьи с уважением поприветствовал его и пригласил его в дом, предложил ему место и совершил пуджу (как это было положено при почитании подвижника). В заключении каждый получил вибхути из рук Гухая Намахшивая . Вскоре после этого дом был полностью разрушен пожаром. Некоторые люди связывали это несчастье с визитом Гухая Намахшивая и с насмешкой говорили: « От пепла даваемого им был разрушен этот дом».

Гухай Намахшивая был глубоко оскорблен подобными насмешками, не сколько лично, сколько потому, что насмешкам подвергается одна из сакральных субстанций, воплощенной божественной милости( в вирашиваизме вибхути –священный пепел Шивы является носителем божественной силы и источником благословения) . После этого он погрузился в медитацию на Шиву, проявив свою милость, посредством божественной силы Шива воссоздал дом таким, каким он был до пожара. Спустя некоторое время те, кто раньше оскорблял Гухая Намахшивая стали почитать его так, как если бы это был сам Шива . После всей этой суматохи вызванной его визитом, Гухай Намахшивая дал обет никогда больше не останавливаться в каком либо из домов.

После того как он пришел в Тируваннамалаи он продолжал держать свой обет проживая в общественных учреждениях либо возле храмов иногда возле леса. Он по прежнему посвящал себя практике Шива-йоги продвигаясь в ней все больше. В течении долгого времени он мог оставаться в самадхи созерцая беспредельный свет внутренней Линги .

Каждый день он приходил к храму Аруначалешвары и оставался неподалёку от него совершая соответствующее его традиции внутреннее поклонение , он не мог заходить вы храм,т.к традиция вирашиваитов запрещала это Совершая поклонение Ишта-линге напротив храма он думал, «А почему бы не совершить его внутри храма?.»

Как-то раз садху Шивакира Йоги заметил, что Гухай Намах шивая не заходит в храм, а совершает какие-то действия неподалеку от него . Расценив его поведение как систематическое проявления неуважения к святому месту,он решил проучить его и как-то раз ударил его по спине тростью . Гухай Намах шивая не только не ответил ему тем же, но не выразил даже малейшего упрека. Он просто ответил своему обидчику стихом на тамильском, в духе того, что Бог настолько заботься о нем, что решил подобным образом снять с него загрязнения. Когда Шивакира Йоги услышал такой ответ, то внезапно понял что его попытка была неуместна и что он встретил неведомое ему величие и благородство.

После этого инцендента Гухай Намахшивая понял, что наступил благоприятный момент для того чтобы совершать своё поклонение непосредственно в самом храме.

Однажды когда он начал свой ритуал как обычно с дыхательной практики, он вдруг увидел рядом с собой своего Гуру, окруженного учениками . Гухай Намахшивая поприветствовал его с большой любовью и преданностью . Шивананда Десикар дружелюбно ответил ему . Внезапно Гуру вместе со всеми своими последователями вошел внутрь храма и начал поклонение Шиве все бывшие вместе с ним последовали его примеру. Гухай Намахшивая также последовал за Гуру в храм следуя его примеру. В переполняющем и расширяющемся экстатическом чувстве вокруг него проявился мысленный образ Шивы который находился в святилище. Когда он поднялся , то никого не увидел; ни Гуру ни следующих за ним учеников. Он посмотрел на почитаемый им Лингам и увидел только образ своего Гуру . Спонтанно , следущие строки сорвались с его уст :

Бог Арунагари! Форма истинного знания! Гуру к которому я обращаюсь Ом намах Шивая. Не отвергай меня как того, кто лишен любви к тебе, того, кто лжец и лишен знания себя (самоуважения) кто мысленно неразвит и лишен интеллекта. Открой мне себя и будь моим Богом.


Гухай Намах шивая понял, что явление Гуру было игрой Шивы. Размышляя над полученным откровением он понял, что таким образом Шива дал ему разрешение на проведение

вирашиваитского ритуала внутри храма. В вирашиваизме Гуру является одной из аваран, его авторитет в духовных вопросах играет самую важную роль. В случае если Гуру даёт свою санкцию на практику, то она становится автоматически «работающей» для ученика, даже если расходиться с общепринятой традицией, правилами и предписаниями.

После этого события Гухай Намахшивая постоянно посещает храм и почитает Аруначалу стихами и цветочными гирляндами ( в соответствии с традицией , обычно подношение выполняется одновременно с произнесением мантр). В то время он почитал обе формы Шивы, одну в храме, другую в форме Линги по обряду лингаятов. Он описывает свои действия следующими стихами:

Много раз я оплетал его гирляндами и почитал его гирляндами песен. Мой язык спел тысячи мелодий в поклонение ему . Созерцая его, Бога Аруначалы прославленного во всех землях , каков я есть, я беспомощен и нуждаюсь в тысяче глаз(чтобы увидеть его) .

В течение этого периода своей жизни Гухай Намахшивая поддерживал себя подаяниями , его жизнь носила аскетический характер: « ... прошение пищи и вкушение её , приход сюда(к храму) и сон возле сакральных ворот ; в этом одном- моё счастье».

После того как он прожил таким образом некоторое время Бог Шива явился к нему во сне и приказал ему: «Оставайся в пещере на склоне нашей горы и продолжай свою практику йоги там.» Гухай Намахшивая воспринял это указание и перебрался в пещеру расположенную на нижнем склоне Восточной стороны Холма. Там он провёл остаток своей жизни. Таким образом он обрёл титул: «Гухай», на Тамильском «Гуха» означает пещера (такой титул присваивается отшельникам следующим самым строгим обетам и полностью посвятившим себя подвижничеству).

Эта Гора стала вскоре для него главным обьектом садханы. Для обьяснения того как это могло произойти необходимо привести некоторые аспекты учения вирашиваитов , особенно о сущности Линги, с которой в соответствии с данной традицией ассоциируется Аруначала. Вирашиваиты постигают Лингу в непроявленной форме , как сноп состоящий из искр света или в форме колонны света находящейся в сердце каждого посвященного . Во время инициации Гуру вызывает эту духовную силу , и устанавливая её в физическую форму Ишталинги , даёт ученику инструкции поклонения этой форме , так как если бы это был сам Шива.

В случае с Аруначалой инициатическое появление ослепительно яркого света в форме беспредельной колонны и трансформированного им в физическую Лингу в форме горы Аруначалы. Как отмечал Рамана Махариши, в отдельных случаях, этот Холм не является Шивой или символическим его представлением это явление Шивы схоже с тем, как у вирашайвов Шива проявляется в форме Ишталинги.

Это священная Гора. Это сам Шива. Так же как наша жизнь- жизнь физического тела, так и Шива проявляется себя в форме этой Горы . Чистое знание в форме холма- это Аруначала. Из сострадания к ищущим Его, Он проявляет себя в форме этого холма, видимой для глаз.

В традиции Тируванамалаи , Линга в храме Аруначалешвары и Линга в форме Горы Аруначалы, являются неразделиым целым, это одно. В тот момент, когда Шивананда Десикар проявился в форме храмового Линги , Гухай Намах шивая стал почитать храмовый Лингам . В следствии этого поклонения он получил новое послание . О единой природе Горы и своего Гуру. В дальнейшем , осознавая и это видение видение как наиболее важное почитая Аруначалу как Гуру-лингу . Он описывает свои взаимоотношения в следующих стихах.



Избранное из «Арунагари Антади» Гухай Намахшивая . Бог, который стал видимым как Красная гора, исполненный славы, невидимый из-за черного облака Вишну и сидящего в лотосе Брахмы. Кто на этой чистой земле может понять и выразить Твоё величие, если Ты из сострадания не удостоишь его даром своей милости .(1) Все миры являются твоим владением; любое движение – есть Его собственное движение . Он отец всего и зашитник всего существующего, Бог Красной Горы. Мысленные страдания тех, кто говорит о Нем, исчезнут прочь и растворятся . Ни плохое ни хорошее не отражается на нас без воли того, кто носит тысячи имен ,неизмеримым в Блаженстве, Боге Сонагири. По прежнему пребывай в Нем, моя душа! Осознавая, что все проявляется в Нем. Для тех, кто почитает его прекрасные стопы, Бог красной Горы, Даритель мудрости вдохновляет на посвящение , наделяет истиным знанием и дарует окончательное освобождение. Осознав это, возьмись за почитание тех пяти слогов,которые устраняют дурные последствия наших действий, которые весьма сложно устранить.

Приди в моё сердце как мой Гуру, Бог Красной горы , кто превыше всех форм находиться передо мной сейчас , я обращу в бегство непомерную гордыню исходящую от моих добрых и дурных деяний, неразрывные тройственные загрязнения моей души и не имеющие равных накопления кармы. вирашиваизме работа Гуру заключается в том, чтобы очистить посвящаемого от тройственных загрязнений исходящих от трех тел . Этот процесс был начат инициировавшем Гухая намах шивая Гуру –человека и как мы видим по приведенным нижне стихам Аруначала-Шива завершил эту работу.




Copyright © 2002 Dinesh

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru