Шиваизм
Rambler's Top100
Первая страница / Статьи / Тексты почитания Шивы в традиции Вирашиваизма / Основные священные тексты Шиваитской системы

Основные священные тексты Шиваитской системы

Согласно исторической традиции вся классическая Шиваитская система строится на откровении Шивыc одержащемся в 28 Шайва-агамах. Содержание агам строится на 4-х основных формах религии Шивы: чарья, крия, йога, джняна. Первые две части каждого текста обычно соответствуют первым двум формам учения и называются Пурва-кханда, вторые две - уттара кханда. Первые части содержат предписания относительно образа жизни, поведения, взаимоотношений духовных собратьев, учеников и учителей, предписания касающиеся стадий жизни и пр. Кого следует кого не следует считать: учеником, учителем, садхакой и т.п. Предписания обозначают границы должного и не должного и предназначены для адептов религии и предусматривают следование им тех, кто является адептом религии Шивы. Это связано с действиями которые 1 не должны выполняться вообще. К разделу 2 относятся: описания действий которые должны выполняться каждый день, раз в год, месяц, при рождении, женитьбе, смерти, процедуры посвящения в различные типы садханы.

К разделу "крия" (действия) так же относятся изготовление и использование ритуальных предметов, установка образов и поклонение им в храмах, изготовление священных субстанций необхожимых для поклонения, описание ритуалов и всех содержащихся в религии внешних практик связанных с теми или иными внешними действиями.

Следующий раздел посвящен внутренней практике - йоге. В нем описываются различные психофизические техники различных систем йоги: мантра-йоги, лайя-йоги, раджа-йоги, джняна–йоги. Содержатся описания визуализаций божеств, методы пробуждения кундалини, различные формы медитации - одним словом весь арсенал йога садханы. И завершающий раздел: джняна как результат йоги, сиддханта - вывод, заключение, резюме всего духовного пути.

Все эти четыре раздела излагаются по порядку от начала до конца. И являются составляющими каждой из Шайва-агам. Вместе с тем не всегда их содержание может располагаться в строгом порядке. В некоторых агамах идёт подробное описание системы предписаний и запретов, в то время как джняна излагается поэтическим языком, например в форме мифов и сказаний: "в день, когда воды моря поглотили вселенную, а все растения и живой мир были разрушены, сияющий Линга появился из океана. Он состоял из светящихся гирлянд, сонма световых лучей. Все божества оставались в этом неизмеримом беспричинном Бытии, являющего себя в конце каждого периода творения...". А крия излагается в форме призывов: "... те кто желает освобождения от цикла рождение и смертей должны постоянно почитать этот Лингам ..." пока без указания конкретных методов и практики почитания.

Другие разделы могут изобиловать ритуалами, описаниями обрядов и в конце содержать одну строчку:
"...только лишь ученик преданный своему Гуру и исполненый благих качеств покоряет три мира посредством этой (пуджи, мантры, йоги и т.п) и достигает мира Шивы, для всех прочих подобная практика останется бесплодной..." Или : "... эту практику ученик должен получить от своего Гуру в противном случае плоды его действий будут напрасны." Все 28 Агам считаются написанными непосредственно Шивой, а все Гуру - его живыми проявлениями, учение – знанием, носящим непреходящий характер (apurusheya).

Провести границу между мифом и реальностью практически невозможно, эти учения не поддаются рациональному анализу, хотя являются рациональными с точки зрения субьективного мира и психотехники так как, имеют эффект. Одним словом это религия... И изучать её нужно так как это предписано её же текстами и откровениями. При прямых вопросах относительно содержания Гуру предложил мне изучать крия-паду и чарья-паду. Йога-пада передаётся непосредственно от Гуру, а джняна-пада появляется в пространстве внутреннего опыта как результат усилий.

Невозможно проводить текстологический анализ текстов в отрыве от живого учения, выхолощенные наукообразные постулаты не отражают духа учения, сводят его к примитивному набору фактов истории, но не как самодостаточной мистической системы со своим языком, кодами, и формой познания как внешней, так и внутренней реальности.

Это то общее что есть в религиозной сфере без разделения её на направления, формы, секты и пр.

Наиболее активно учение Вирашиваизма прояваилось в 12 веке через Басаву или Шри Басавешвару, южно-индийского мистика реформировавшего брахманскую традицию посвящения, форм духовной практики, и распространившего учения 28 Агам в Карнатаке, на Юге Индии. Подавляющее большинство населения составляли люди низших каст не подлежавшие упанаяне. Вайшьев и шудр жрецы-брахманы эксплуатировали , внушая религиозный страх и необходимость почитания божества в храмах, постоянно требуя оплачивать различные мессы в храмах совершая те или иные формы обрядов (через них разумеется ) ежедневно. Неприкасаемые, которых в храмы не пускали, предавались практике почитания низших богов и богинь, демониц и демонов, некоторые из которых были весьма жадны до кровавых жертвоприношений, эти культы не носили упорядоченного характера и являлись низшими формами шаманизма, политеизма и пр. бесопоклонства. К философии и учению классической Tантры и Агам они абсолютно не имели никакого отношения.




Copyright © 2002 Dinesh

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru