Шиваизм
Rambler's Top100
Первая страница / Статьи / Контекст применения практик йоги и медитации в Шиваизме

Контекст применения практик йоги и медитации в Шиваизме

Существует великое множество практик йоги и медитации, позволяющих на личном опыте осознать величие Божественной реальности, приблизиться к вечно творящему, созидающему и разрушающему мир Шиве.

Для того, чтобы читатель мог раскрыть для себя хотя бы часть содержания этой главы необходимо четко представлять себе цель всех этих методов. Опираясь на авторитетные свидетельства священных текстов и тысячелетний опыт практики , йога различает у человека 5 оболочек . Три оболочки полностью уничтожаются в момент физической смерти и в течении некоторого времени после него. Что это за оболочки?
  1. физическое тело,
  2. тело жизненных дыханий,
  3. ментальное (астральное) тело сформированное желаниями, чувствами и ощущениями которые человек испытывал при жизни,
  4. высшее ментальное тело, руководящее способностью осознавания,
  5. тело души, имеющее неразрушимую природу.

Полное учение йоги содержит множество методов для каждого из этих тел. Но, пожалуй, сущностью самой йоги является связь их всех и интеграция индивидуального сознания в Божественное. Так, если как-то мы еще можем принять и понять модель всех наших тел, то вместить в себя божественное сознание задача для человека, явно, непосильная. Индивидуальная практика йоги и медитации может подвести человека к реализации своего собственного тела. Для того, чтобы вместить в себя божественное сознание необходимы другие методы и вот они-то как раз меньше всего поддаются рациональной логике. Главным из них является передача от Гуру, мантра и другие формы посвящений. Другой метод - это шактипат, нисхождение силы Высшего сознания к нам. Это движение к нам божественного сознания в ответ на наши шаги навстречу к нему. Сила, идущая от Бога несопоставима с человеческими усилиями.

В тоже время путь йоги на начальном этапе часто не подразумевает внешней религиозности, в современном мире не обязательно говорить о Боге занимающемуся йогой. Если он вышел на должный уровень, то сам начнет его поиск, который приведёт его к внутренней религиозности как к живому переживанию сакрального начала в мире идей и вещей. Йога как таковая не основывается ни на атеистических ни на теистических, ни каких-либо еще философских доктринах. Йога основывается на опыте и эксперименте непрерывающейся линии святых и мудрецов реализовавших её цели.

Бог здесь не отвлеченная категория ума, а реальная древняя сила творящая миры и планетные системы, которые мы в изобилии можем увидеть на ночном небе. Это так же сила всех оболочек физического и тонкого тела и еще то, что не в состоянии выразить слова.

Факты высшей жизни сознания, полученные посредством практической йоги - плод интуитивного прозрения в котором ум устанавливает единство с сущностью бытия. Для недуховно мыслящего человека все эти утверждения всего лишь плохая поэзия, не имеющая отношения к реальной жизни. В современном мире зачастую невозможно примирить критический интеллект Запада и мистическую интуицию Востока. Попытки их соединения происходят на уровне деятелей науки и продвинутых духовных учителей, но между тем, есть и множество людей утративших веру в ортодоксальную религию, но по прежнему интуитивно чувствующих иррациональную загадку скрывающуюся в мистических учениях йоги, превзошедших ортодоксальную обрядность, но утверждающих наличие живой связи с Богом через особую дисциплину тела и сознания. Для тех, кто открыт поиску без заготовленных заранее ответов ситуация встречи с учением йоги в одной из её разновидностей оказывается стартовой. Духовный опыт начинается как интерес и первые практические шаги навстречу к к постижению высшего. Для тех, кто уже следует пути йога - живой опыт не нуждающийся в дополнительных комментариях.

Но есть несколько деталей, которые могли отметить посетители различных семинаров и тренингов по йоге, медитациям и пр. Одна из них - это полное отсутствие контроля за процессом. Передающий не контролирует тех, кто приходит к нему, он просто передаёт практику и выставляет (в лучшем случае) асаны на занятиях. В традиционном варианте часто можно наблюдать схожую ситуацию: Гуру передаёт мантру, дикшу, йогу , но сам он не в сосотоянии проверить результаты, т.к приезжает, например, раз в год. Здесь играет роль решимость человека и чистота намерения. Важным становится общение учеников одного Гуру между собой. Как старших, так и младших. Первые получают благую карму за поддержку более слабых, вторые реальную помощь и поддержку. Практики начальных форм йоги в любой традиционной системе - в форме медитаций, богослужений, пудж нечасто контролируются вообще теми, кто их передаёт. Чем выше уровень передачи, тем меньше контроля со стороны Гуру. Часто это расхолаживает новичков. Можно судить по простым йоговским семинарам: все делают вроде как одно и тоже, смотришь через год - одни продвинулись и делают успехи, а другие топчутся там же где и были. А в передаче медитативных практик и "йоги лишенной касаний" успех может заметить только Гуру. Для того чтобы практика "прошла" и закрепилась в сознании, она должна выполняться достаточно долго и регулярно. Можно собрать огромное количество практик, но если их не отработать, никакого толка не будет. У любой практики есть своя иерархия как по состояниям которые она передает адепту, так и исходя из уровня практикующего. Для большинства сложных практик у обычного человека просто недостатотчно времени, освоение их - удел профессионалов. Некоторые связаны с прохождением через дискомфортные, болезненные состояния. Это отпугивает многих и неспроста, есть более простые, базовые методы, не вводящие человека в экстремальные состояния. Для тех же, кто хочет быстрее и реально способен на это методика срабатывает.

Открывателями методов йоги были просветленные, гуру, святые. Люди посвятившие Богу всю свою жизнь и прошедшие свой путь до конца. Они учитывали два направления движения божественной силы. Один - идущий от человека, другой - от Бога. Сказать какой из них является наиболее предпочтительным было несколько некорректно. Человек делает свою часть работы, Бог и Гуру - свою. Результатом этих усилий является состояние йоги. На этом пути необходимы усилия физического тела, ментального, и открытость сознания к восприятию божественной милости. Иерархию методов можно прочитать в любой книге по йоге, но реалии с которыми вы можете столкнуться на первых порах при практике могут существенно охладить ваш пыл. Необходимо посвящение от Гуру и настойчивость в освоении метода.

Помимо источника силы методики классифицируются по способу передач, так сказать, по эзотеричности. Обычно т.н. различным "мистикам" свойственно окутывать свою деятельность покровами тайны, на реальном духовном пути это не так. Не то чтобы тайн совсем нет, они есть, но для тех кто не готов серьёзно работать над собой их все равно что и нет. Как и нет самого пути. Можно в открытую публиковать томами эзотерические тексты и у большинства они не вызовут ничего кроме зевоты. Какой смысл браться за решение непосильных задач, когда под рукой множество вполне посильных? Любому методу предшествует определенная инструкция, в ней же указывается кем этот метод потенциально может быть использован.

Так в Хатха-йога прадипике говорится: "успехов в йоге может добиться любой будь он молод, стар или даже дряхл... лишь бы его практика была постоянной". Соответственно: практикой хатхи может заниматься любой. А вот в Чандраджнянаагаме говорится, что главным методом является почитание Гуру и повторение мантры полученной при посвящении. Тут уж без Гуру никак не обойтись. В других текстах по хатха-йоге, (Гхеранда-самхита, Хатха-йога-прадипика, Кундалини-упанишад) говорится, что без Гуру это знание может быть вредным или даже опасным, так же говориться, что йогин должен продолжать свою практику, даже если "его жизнь подходит к горлу". Для большинства интересующихся йогой подобное невозможно в силу развитого инстинкта сохранения. Даже если говорить про практики очень среднего уровня, то их практика уже является для современного человека громадным шагом вперед. Йога Шива-самхиты - это тотальный вызов телу и сознанию на всех уровнях. Основная "рубка" начинается на уровне ментального и астрального тела, пратья - восприятие, хара - разрушение. Все что воспринимается как внешний мир на этом пути разрушается практикой йоги. Оковы сковывающие душу в тонких телах еще более прочны, чем физические ограничения, физические тела разрушаются, а души переходят в следующие тела продолжая своё путешествие. Ради завершения этого процесса за одну жизнь применяются более радикальные практики.

Но главное - не физические практики, а разроворот сознания осуществляемый человеком на всех уровнях. Те, кто застряли на уровне "физкультуры", могут заниматься годами, но эта практика не будет йогой ни на йоту. В ней человек любуется своим красивым телом и умением манипулировать им, наслаждается тонкими и интересными состояниями стремясь всячески продлевать то удовольствие которое к нему от этого процесса приходит ... - это всё до чего может довести "фитнесс-йога" в своей вершине. Да это лучше чем пить водку, но причем здесь собственно йога? (Которая читта вритти ниродхах - обуздание модификаций сознания, а не их усиление).

Классическая хатха-йога переходит от асан к мудрам и пранаямам, от мудр и пранаям к пратьяхаре (отвлечению чувств от обьектов) и созерцанию. На опыте эти переходы означают просто рождения человека в другом измерении. Для чего на этом пути необходимо сильное тело? Просто чтобы оно не разрушилось и было готово к пробуждению кундалини (первозданной энергии бытия, существующей как потенциал всех сил и энергий находящейся в теле человека) или при процессе её нисхождение в тело йогина. Кто-то скажет: мне не нужны эти асаны, я и так.... Возможно. Но сила генерируемая телом - только малая часть, и если вы не можете управлять им, то как возможно вместить что превосходит всю вселенную?

При йоге мы выходим за масштабы ограниченной физическим телом личности. Подьем кундалини заканчивается обретением непрерывного состояния созерцания Шивататтвы. Учителя дающие высокие техники концентрации и медитации понимают, что переход и реализация в них без усиленной внутренней медитативной садханы по настоящему невозможны. На это у людей нет времени и получается "редуцированная" йога под человека, но между накоплением благих заслуг до будущих жизней и "йоги на прорыв" огромная разница.

В чарья-паде и крия-паде мы имитируем процессы, которые в йогападе начинают происходить на самом деле. Сон и сказка начинает превращаться в реальность. Воображаемые процессы и визуализации подьёма Кундалини становятся реальным движением. В реальной йоге вы встречаетесь с Богом лицом к лицу, нет нужды в вере, Бог - реальность, всё что не отвечает божественному в вас Он уничтожит. ТО что закрывает нам глаза на него будет сметено Его силой. Шива не придёт к нам если его не звать своими ежедневными усилиями. Мы будем обречены на то чтобы довольствоваться "полуистинами" просто потому, что не хотим реального изменения и нам просто лень. Шиваизм не религия веры, это религия садханы - непрерывного духовного усилия ради постижения высшей истины.

Сам Шиваизм отличается по направлениям, а практикующие отличаются уровнем посвящений, передаваемых учителями, и мерой ответственности человека, получающего передачу. Многое не говорится или не договаривается, кому ни попадя, намеренно умалчивается, так как есть практики которыми может заниматься каждый абсолютно ничем не рискуя. Практика, переданная ненадлежащим образом, в состоянии разрушить жизнь ученика. Все подобные практики передаются ученику непосредственно от Гуру. Учителя так же могут посылать своих учеников к другим учителям для продолжения и совершенствования процесса обучения. В других случаях практика может быть получена с благословения учителя и не требовать специальных посвящений.

На различных стадиях ученик получает от учителя различные посвящения и передачи с тем, чтобы с их помощью продвигаться дальше. Есть несколько различных взглядов на йогу и медитацию и несколько разных вариаций применения практик. Рассмотрим две разновидности, наиболее распространенные в мире на настоящий момент.

Первая - в многочисленных групп йоги и медитаций, где передаются йогаасаны, пранаямы и несколько простых видов дхараны и дхьяны - приемов, развивающих концентрацию ума на обьекте и позволяющих удерживать его в уме достаточно длительное время. К ней же можно отнести всевозможные общедоступные программы тренингов, на которых не навязывается никакая религиозная идеология, а просто даются методы и практики, адаптированные к мировосприятию современного человека и его нуждам. К этой группе можно отнести и ретриты традиционных учителей, не ограничивающих доступ на свои программы жестким тестированием участников и, не предьявляющих никаких требований к их образу жизни и вероисповеданию.

Вторая - традиционный способ. Посвящения и обучение непосредственно в самой духовной традиции под руководством Гуру, принадлежащего к одной из классических религий востока.

В первом случае учителя не отвечают за тех, кто к ним приходит и обычно не дают тех практик, которые могут как-то негативно повлиять на психику людей или поставить перед ними неразрешимые проблемы. Основной недостаток таких семинаров и тренингов - поверхностность в методе, профанация, иллюзия технического просветления, проще говоря прелесть и головокружение от успеха. Достоинства - духовное развитие оставляют на усмотрение тех, кто к ним приходит, ненавязчивость, терапевтический эффект.

Во втором, главное достоинство - наличие просветленных учителей и гарантия достижения самому, при полном подчинении Гуру и правильном усвоении сути и цели применения каждого конкретного метода. Внешние методы могут меняться как по форме так и по содержанию. Наличие связи ученик-Гуру - обязательное условие. Недостаток - не могут применяться для широкого круга, так как требуют наличия от посвящаемого качеств ученика и его активного стремления следовать по пути, который указывает ему его Гуру.

Начинать можно с любого уровня практикуя йогаасаны, простые формы медитаций, доступные формы Шива-пуджи, мантра и бхакти-йоги. Все это не требует специальных посвящений и не налагает на вас обязательства, вы просто пробуете ваш это путь или нет.

Но есть порядок методов, который лучше не нарушать. Например, кто-то прочитал книгу и вдохновился изучать кундалини-йогу. Когда он приходит , ему могут сказать, что вам не помешло бы позаниматься пока асанами и концентрацией ума на каком-то простом объекте. Рекомендуется следовать этому, чтобы избежать физических и психических нарушений.


Основные виды йоги и медитации

Хатха-йога - практика пранаямы, асан, шаткармы (чистки).

Крия-йога - метод сочетающий пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну. Крией также называют и ритуальные практики почитания божеств на алтаре или в храме.

Мантра-йога - практика повторения мантр, соединяющая ум с почитаемым божеством, очищающая мотивации и вызывающая присутствие божества в теле и сознании практикующего.

Лайя-йога - йога последовательного растворения элементов в физическом теле, осуществляется мысленно и требует навыков концентрации и визуализации, проводится с целью освободить ментальную энергию и выявить внутренние связи Шивататтвы и всех внутренних тел, пережить их реальность на личном опыте.

Бхакти-йога - йога преданного служения традиционно включает в себя рицитацию мантр избранного Божества, пение бхаджанов (гимнов хвалы), проведение ритуалов и пудж в честь него. И другие формы служения.

Карма-йога - йога служения действиями без привязанности к плодам своего труда. Обслуживание храмовых помещений, уборка территории ашрама, послушание. Для живущих в миру - осуществление принципа дана бескорыстное жертвование материальных средств на дела дхармы, материальная поддержка института священников и монахов, подвижников живущих подаянием. Принцип даны осуществляется по отношению к духовно продвинутым личностям имеющим статус Свами - человеку, посвятившему свою жизнь духовной практике. В Индии пожертвования используются на организацию духовных учебных заведений, больниц, бесплатную раздачу пищи для нуждающихся. Карма йога позволяет избавиться от жадности и материальных привязанностей.

Шива-йога (Дришти-йога) - особая форма медитации на отраженном свете, выполняется как составляющая ежедневного почитания Шивы у Вирашайвов. При длительном выполнении происходит пробуждение "третьего глаза" (шишковидная железа). Техника позволяет очистить ментальное сознание практикующего, усиливает самоконтроль. При длительном выполнении приводит к состоянию самадхи. Может сопровождаться повторением мантры и сочетаться с практикой пранаямы. Является так же формой бхакти-йоги. Даётся при посвящении непосредственно от Гуру.

Раджа-йога - медитация, фокусирование ума на различных обьектах духовной реальности. В процессе раджа-йоги человек медитирует на обьекты потенциально содержащие в себе свет божественного сознания представляя их мысленно. Цель метода - освобождение ума.

Джняна-йога - йога усиления психической силы и интеллекта. Предусматривает традиционные для времен упанишад формы: шравана (слушание), манана (обдумывание, размышление), нидидхьясана (полное отождествление сознания с обьектом размышления). Одна из наиболее сложных видов йоги, так как в отличие от философских и ментальных изысканий интеллектуалов требует качеств чистоты и непривязанности. Этих качеств человек достигает при практике карма-йоги и культивируя преданность Богу, которая является результатом бхакти-йоги. Выход на состояние джняны (знания) происходит спонтанно в результате совокупного результата всех вышеперечисленных форм йоги. Главным условием является отречение от эго и мирских привязанностей.



Copyright © 2002 Dinesh

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru